luukphi_penz (luukphi_penz) wrote,
luukphi_penz
luukphi_penz

Цветаевская "Федра" в театре Виктюка

Зал забит зрителями, ложи блещут, над сценой укреплено загадочное каре, тесно заполненное свободно свисающими золотистыми лентами, а за ним занавес с рисунком здания театра Виктюка в Сокольниках. Спектакль еще не начался, но Мастер уже с нами. «Вы в моем театре, – говорит он, - ну, попытайтесь вообразить, как я распоряжусь этим огромным объемом лент».
И вот подымается занавес с изображением театра и начинается сам Театр. На сцене стоят в ряд девятнадцать хорошо сложенных, полуобнаженных мужчин в белых штанах, прикрытых белыми же юбками, впрочем нет, у одного юбка черного цвета. А в глубине сцены едва заметен ударник со своими инструментами. И начинается шаманство со стихом Цветаевой, звуками литавр и движущимися в лад с текстом группами мужчин. Все эти двадцать человек останутся на сцене до последнего вздоха представления. Постепенно из хора выделяются протагонисты: нервный, слабый Ипполит, мятущаяся Федра и ушлая Кормилица. Но Федра-то как же? Там же одни мужчины! Я не улавливал момента, когда и откуда на Бозине, игравшем Федру, появлялась накидка. Но вот накидка наброшена, и перед вами Федра. Магия чистейшая... При этом никакой, специально женской пластики, как это было в "Служанках". Нет! Всего лишь небольшое изменение звучания речи и ритма движений. И все!  И вот она Федра, со всей ее страстью. Напомню содержание. Немолодой уже Тезей с женой-критянкой Федрой жил в Афинах, а Ипполит, сын Тезея от первой жены, жил в Трезене. Они не были знакомы. По каким-то политическим причинам, Тезей отправляет Федру в Трезен. Увидев Ипполита, она страстно влюбляется в него. Кормилица (тот/та, что в черной юбке), подговаривает ее открыться пасынку, соблазнить его. Но Ипполит грубо Федру отвергает! Он ведь сын амазонки Антиопы. Амазонки были мужененавистницами, соответственно, Ипполит женоненавистник, он воспринимает женщину как врага чистого мужского братства воинов и охотников. Пьеса завершается самоубийством Федры и гибелью Ипполита. Трагедия  героев и праздник театра сплавлены в неразделимое целое. А ленты? О, каре лент так многообразно используется! Оно  поднимается или опускается. И вот ленты - солнечные лучи, или листва деревьев, обдуваемая ветром, или непроходимая чаща, в глубине которой мечутся герои.
Я бы сказал, что спектакль был безупречным, если бы не последние пятнадцать минут. По ходу действия на сцене должен появиться Тезей. В этот момент ударник, который все время сидел в глубине, оставляет свое место и выходит вперед. Одет он в джинсы и футболку, на которой написано "Тезей". Выходит этот парень на авансцену и читает какой-то отрывок из дневника Цветаевой. Отрывок с действием никак не коррелирует. Темп сбивается, впечатление комкается. Лишнее, инородное...
И все-таки, все-таки Виктюк великолепен!
Tags: Рецензия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments