luukphi_penz (luukphi_penz) wrote,
luukphi_penz
luukphi_penz

О восьмистишии Мандельштама

В тридцатых годах прошлого века Мандельштам создал цикл «Восьмистишия». Одиннадцать коротких стихов – поэзия в концентрированной форме. Содержание этих восьмистиший не вполне внятно и является предметом дискуссий, в которых порой принимают участие люди, к поэзии прямого отношения не имеющие. Вот и мне захотелось поучаствовать. Сегодня поговорим о моем самом, самом...
Вот оно:

В игольчатых чумных бокалах
Мы пьём наважденье причин,
Касаемся крючьями малых,
Как лёгкая смерть, величин.
И там, где сцепились бирюльки,
Ребёнок молчанье хранит,
Большая вселенная в люльке
У маленькой вечности спит


Есть мнение (http://7iskusstv.com/2015/Nomer2/Shragovic1.php), что первые четыре строки навеяны дискуссией о причинности в квантовой физике. Но мне кажется, что все восемь строк вращаются вокруг тайны/таинства рождения человека. Но давайте сначала. Что же это: «игольчатые бокалы»? Вот традиционное изображение Х хромосомы в процессе митоза – деления (https://studfiles.net/preview/2870433/).
Похоже на бокал в разрезе? Очень похоже! А петельки спирали не производят ли впечатления игольчатости? Мне кажется, что производят! Мог ли Мандельштам видеть подобное изображение хромосомы? Известно, что Мандельштам биологией активно интересовался. И него есть стих, посвященный Ламарку, который ввел в оборот само слово «биология. Хромосомы были открыты в последней четверти 19-го века, а в самом начале двадцатого была выявлена их функция в хранении и переносе наследственной информации. В 1933 году Томас Морган получил нобелевскую премию «за открытия, связанные с ролью хромосом в наследственности» и как раз в том же году Мандельштам начал писать это восьмистишие. (Окончательный вариант датирован 1935 годом.) Но почему эти бокалы чумные? В данном случае речь не идет о переносе болезни. «Чумной» имеет в просторечьи значения шалого, дурного, безумного и т.д. Игольчатый бокал, несомненно, нечто дурное, но, главное, из этих бокалов нам предлагают пить «наважденье причин». У «наваждения» множество смыслов, но для нас самые важные это «морок», «соблазн». Поэт говорит нам, что изучение строения хромосом, феномена наследственности может нести в себе соблазн применения простых причинно-следственных связей там, где действуют лишь вероятностные законы. Там, где принципиально невозможно предсказать, будет ли дитя гения конгениальным отцу или вырастет полным ничтожеством. Впрочем, и само изучение строения хромосомы, выявление ее структуры кажется  автору маловероятным. Все наши инструменты – это «крючья», которыми мы касаемся «малых, как легкая смерть, величин». Действительно, единичный носитель наследственности – ген имеет размеры порядка десятков нанометров. В первой половине 20 - го века  инструментов для изучения объектов такой величины просто не было. Несмотря на такие размеры генов, мутация даже в одном из них может привести к смерти зародыша и, конечно, никакой смерти легче этой и представить себе невозможно.
Переходим ко второму четверостишию.
Но вот, минуя науку, в милой игре происходит сцепление бирюлек – оплодотворение. И появляется ребенок – маленький человек. Но известно, что каждый человек, даже такой крохотный, это целая вселенная. И спит эта «большая вселенная» в люльке – женской матке. А беременная женщина - олицетворение  вечности, ибо благодаря ей вечно воспроизводится род людской.


А теперь побейте меня камнями!
Tags: Впечатление, Цитаты и факты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments