luukphi_penz (luukphi_penz) wrote,
luukphi_penz
luukphi_penz

Женщины у окна


Пересматривал свои берлинские фото из Старой национальной галереи, что на Музейном острове, и наткнулся на «Женщину у окна» Каспара Давида Фридриха. Не самый известный художник, но картина замечательная. Написана она в 1822 году.

Старый дом. Сырость, плесень. Никаких признаков уюта. Ни занавески на окне, ни кресла, ни детской игрушки. Дом не дружествен женщине, что стоит у окна к нам спиной. Стены так толсты, темны и высоки. А окна? Даже став на табурет, ни она, ни ее служанка не дотянуться до верха стекол – они высоко за пределами картины. Взгляните на половицы. Эти широченные доски, на которых, как в лесу, теряются ее маленькие ножки. Платье на женщине не дешевое, но, похоже, старое, вытертое. На подоконнике ютятся два сосуда с какими-то жидкостями. Ни стакана, ни рюмки. Не похоже, что это что-нибудь веселящее душу, может быть что-то лечебное? Кажется, жизнь в доме остановилась. А вот за окном... Наверное, окно выходит прямо на реку. На другом берегу высокие деревья, а по реке идут барки. Нам видны мачты с оснасткой. Никогда, никогда не уплыть ей из этого темного, нелюбимого дома...

А теперь ровно тот  же сюжет сто лет спустя. Сальвадор Дали, 1925 год.

Так же, как и на той картине, мы не видим лица женщины. Но мы чувствуем, что она в своем родном, уютном доме. Высота окна соразмерна ее росту. Половицы подходят ее ступне, на окнах занавески, подобранные ею в тон и воде за окном, и стенам. На подоконнике лежит живое смятое полотенце. Она вот сейчас вытирала что-то и отвлеклась к окну. И тут видны мачты с парусами вдали. Может, еще вчера она плыла на таком же кораблике, как тот, за которым сейчас следит. Она свободна. Окно не граница, отделяющая женщину от вольной жизни, как у Фридриха,  напротив, окно соединяет дом с миром.

А к чему я все это веду? Эта пара картин так живо говорит нам, что в искусстве почти не важно «что», по-настоящему важно только «как». Здесь «что» идентично: женщина в комнате у окна стоит спиной к нам. А вот «как» (пропорции, детали, палитра), так различаются, что полотна эти вызывают чуть ли не противоположные эмоции у зрителя.

Tags: Впечатление
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 33 comments