luukphi_penz (luukphi_penz) wrote,
luukphi_penz
luukphi_penz

Category:

"Орестея" Роберта Айка в постановке Евгения Арье

Драматург и режиссер Роберт Айк, надежда английской сцены, переписывает на новый лад классику. Эсхил, Шекспир... Философию своей работы он пояснил таким примером. «ПривОзите вы в Англию старый иностранный фен, хотите включить, а он не включается. Нужен адаптер, чтобы подключить фен. С адаптером он начнет действовать, подует теплый воздух, и ваши волосы зашевелятся». Клянусь, на «Орестее», адаптированной Айком и поставленной Арье в Гешере, волосы натурально порой шевелились.
На сцене Орест, еще молодой человек, истеричный, замученный бессонницей и кошмарами,  и его врач – психиатр. Врач пытается восстановить в сознании пациента то, что загнано в подсознание, подталкивает его к реконструкции давней цепочки событий. Все, что мы видим дальше, это рассказ Ореста врачу о том, что он видел сам или слышал от людей.
Первое действие.
Война уже идет. Неважно из-за чего, но мир невозможен: или мы, или нас! Нужно срочно высылать корабли с подкреплением, но которую неделю нет ветра, ситуация на фронте ухудшается. И тут царю Агамемнону сообщают пророчество: он должен своими руками убить дочь Ифигению,  тогда ветер поднимется. Ему объясняют, что все будет совершенно безболезненно – это просто таблетка, от которой девочка навеки заснет, что выхода нет, что иначе враг победит, всех обратят в рабов, а Ифигения будет проклята народом, если не будет принесена в жертву. Агамемнон мучается, сомневается, но дает себя уговорить. Он сообщает о принятом решении жене Клитемнестре. Мать в ужасе и отчаянии, но отменить решение не в силах. Итак, ребенок на руках у отца, подходит врач с медицинским столиком и, первым делом, просит подпись, удостоверяющую, что отец согласен на последующую медицинскую процедуру. Агамемнон подписывает с каменным лицом. Но это не все. Нужно подписать также бумагу о том, что он понимает, к каким последствиям приведет означенная процедура. И этот бланк подписан. Девочка получает смертельную таблетку и стаканчик сиропа. Чтобы ей не было горько. Маленький Орест подглядывает за отцом, убивающим сестру. Пророчество не обманывает. Тело девочки еще на руках у отца, а ветер уже поднимается.

Второе действие.
Хоть ветер поднялся и корабли отплыли, война продолжалась еще десять лет. И все эти годы царством управляла царица Клитемнестра. Был при ней и любовник – Эгисф. И вот  - победа одержана. Царь вернулся, но он в плохом состоянии: изранен, руки трясутся, победная речь ему не удается. Зато Клитемнестра блистательна. Победное лицемерие, фальшивая жалость к павшим и обещания расцвета страны льются из ее уст легко и убедительно. Этим же вечером она набросила на голову мужа, пожелавшего принять ванну, тяжелую ткань и перерезала ему горло. Что это? Месть за убитую десять лет назад  дочь или нежелание отдавать власть и свободу? А может все вместе? 
Орест ушел из дома, когда мать привела любовника. Узнав об убийстве отца, Орест возвращается, встречается со старшей сестрой Электрой, и они замышляют месть. Орест убивает Эгисфа, а Электра мать - Клитемнестру.

На сцене остаются Орест и психиатр, который говорит Оресту, что у Агамемнона была только одна дочь - Ифигения, а Электра, видимо, придумана Орестом, чтобы скрыть от себя самого то, что он убил свою мать.

Постановка мощная, гармоничная. Декорация, на первый взгляд, скупа – это всего лишь восемь кресел в парадном зале, но задняя подвижная стена этого зала трансформируется. Это и полупрозрачная перегородка, и зеркало, и огромный телевизионный экран, и окно воспоминаний, в котором появляются лица героев непосредственно в моменты действия. Актеры здесь играют одновременно в театре, в кино и на телевидении. И они блестяще с этим справляются. Но лучшая среди равных – это, конечно, Эфрат Бен-Цур в роли Клитемнестры. Ее стать, пластика и интонации завораживают. Справедливости ради надо сказать, что Мики Леон – Агамемнон тоже очень хорош. Настоящим открытием для меня были дети: Таль Пелег – Ифигения и Эяль Ившин – маленький Орест. Дети играют в нескольких сценах, они органичны, естественно вплетены в ткань спектакля, нисколько не отвлекают от действия, но, напротив, проясняют характеры и мотивы взрослых.
Я настоятельно советую всем, кто еще не видел этого спектакля, непременно пойти и посмотреть. То, о чем упомянуто в этом тексте, даже не десятая часть, того, что вы увидите на сцене. И о чем еще будете долго вспоминать и размышлять.
Tags: Рецензия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments