luukphi_penz (luukphi_penz) wrote,
luukphi_penz
luukphi_penz

Category:

Натурщица или художница?

Все говорили, что последняя предвыборная баталия правых с левыми была необыкновенно грязной. С грустью отмечаю, что после выборов ничего не изменилось. Руки, правда, ввиду коронавируса, стали мыть намного чаще, но и только. И все, больше о политике ни слова! О коронавирусе тем более... О нем и без меня говорят излишне много. А давайте вернемся к Международному женскому дню. Каждый год, хоть и с опозданием, но о какой-нибудь особенной женщине я к этому дню пишу. Да здравствуют традиции! А какой была традиционная роль женщины в искусстве живописи? Правильно, роль натурщицы! Женщин-художников было на удивление мало. В Лондонской национальной галерее из коллекции в 2300 работ лишь 11 созданы женщинами. Не думаю, что в Эрмитаже или Прадо соотношение принципиально иное. Но в качестве натурщиц женщины внесли в искусство вклад неоценимый. Даже великий Энгр, полагавший, что искусство должно идеализировать натуру, учил многочисленных учеников прежде всего эту самую натуру, то бишь натурщиц, тщательно изучать. У самого Энгра идеализация натуры выглядела так: картина «Источник».

Когда классицизм сменился реализмом, роль натурщиц лишь выросла. Часто натурщицы перестают быть безымяными. Их личные истории вплетаются в историю картин. Вот, посмотрите на совсем не самую известную картину великого Курбе «Спящие». И никакой идеализации.

Рыженькая здесь написана с известной  натурщицы-ирландки «огненной Джо». Ее присутствие на этом полотне привело к ссоре Курбе с известным художником Уистлером, которому Джо также позировала.
Но вот что любопытно, женщины-художницы долгое время обнаженой натуры не писали. Только портреты и пейзажи. Первой нарушила этот запрет англичанка Лора Найт. В 1913 году она написала хулиганский  автопортрет, объединяющий натурщицу с художницей.


Лора изобразила себя с кистью в руке и себя же обнаженной моделью, стоящей спиной к зрителю. А третье изображение - это картина, которую художница пишет с модели. Технически написать такую картину было не просто. Найт использовала в работе над ней систему зеркал. Художница много, а главное удачно, экспериментировала с техниками письма и стилями. Она ворвалась в английскую, а чуть позже и в европейскую живопись со сценками балетного и циркового закулисья, цыганского табора.

И ей удалось то, что не удавалось до нее ни одной художнице. В 1929 году ее наградили Орденом Британской Империи. Первая Дама Командор, награжденная за успехи в живописи. А в 1936 году произошло неслыханное: впервые с времени основания Королевской академии искусств в 1769 году женщина была принята в ее действительные члены!
Что-что, а проламывать стеклянные потолки Лора Найт любила и умела.
Tags: История и человек, Факты и толкования
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments