
Когда классицизм сменился реализмом, роль натурщиц лишь выросла. Часто натурщицы перестают быть безымяными. Их личные истории вплетаются в историю картин. Вот, посмотрите на совсем не самую известную картину великого Курбе «Спящие». И никакой идеализации.

Рыженькая здесь написана с известной натурщицы-ирландки «огненной Джо». Ее присутствие на этом полотне привело к ссоре Курбе с известным художником Уистлером, которому Джо также позировала.
Но вот что любопытно, женщины-художницы долгое время обнаженой натуры не писали. Только портреты и пейзажи. Первой нарушила этот запрет англичанка Лора Найт. В 1913 году она написала хулиганский автопортрет, объединяющий натурщицу с художницей.

Лора изобразила себя с кистью в руке и себя же обнаженной моделью, стоящей спиной к зрителю. А третье изображение - это картина, которую художница пишет с модели. Технически написать такую картину было не просто. Найт использовала в работе над ней систему зеркал. Художница много, а главное удачно, экспериментировала с техниками письма и стилями. Она ворвалась в английскую, а чуть позже и в европейскую живопись со сценками балетного и циркового закулисья, цыганского табора.

И ей удалось то, что не удавалось до нее ни одной художнице. В 1929 году ее наградили Орденом Британской Империи. Первая Дама Командор, награжденная за успехи в живописи. А в 1936 году произошло неслыханное: впервые с времени основания Королевской академии искусств в 1769 году женщина была принята в ее действительные члены!
Что-что, а проламывать стеклянные потолки Лора Найт любила и умела.