luukphi_penz (luukphi_penz) wrote,
luukphi_penz
luukphi_penz

Categories:

О докторе бедном замолвите слово...

Я недавно упоминал о том, что две российские императрицы Елизавета Петровна и Екатерина II относились к евреям совсем не одинаково. Эту разницу отношений можно проследить  на всех уровнях вплоть до судьбы отдельного человека.
Семнадцать лет прожил и проработал в России португалец – врач Антонио Санчес, которого в те времена в российских документах именовали Санжесом. Сделал он в России блестящую карьеру, стал придворным врачом при Анне Иоанновне. Лечил юного императора Иоанна Антоновича, а когда Елизавета совершила государственный переворот, остался при ней. В 1744 году ему удалось вылечить от опасной болезни 15 летнюю Екатерину – невесту принца Петра Федоровича, будущего императора Петра III. По не вполне ясным причинам, через семнадцать лет службы он, сославшись на болезнь глаз, запросился в отставку. И был отпущен не просто так. Вот акт из архива академии наук: «1747 г. сентября 1-го дня. № 726. Понеже находящийся в службе Ее Импер. Величества действительный статский советник и второй лейб-медик Антонио Робейро Санжес, который отпущен в свое отечество, при отпуске своем просил, чтобы его, господина Санжеса, учинить почетным при академии членом, с обыкновенным при том пенсионом, и он в отечестве своем будучи за морем в своей науке для здешней академии разные пьесы и диссертации присылать будет, того ради указу Ея Императорского Величества канцелярия академии приказали: ему, господину Санжесу, быть при академии почетным членом физического класса, с определением Ея Импер. Велич. жалования по 200 руб. на год».

В свое отечество Антонио не отправился, а осел в Париже, где жил, подытоживая свой богатейший опыт в научных трудах, и, конечно, имел небольшую практику, причем бедных лечил бесплатно. И вдруг, через год тихой и спокойной жизни получает бывший лейб-медик от президента Академии графа Разумовского собщение о том, что императрица повелела: «...оного Санжеса из академических почетных членов выключить и пенсии ему с сего числа не производить». Как, почему, чем провинился? Может быть что-то не так, не там, не с тем обсуждал? В конце концов, Разумовский, который  Санчеса очень ценил, прислал ему раъяснение. «Милостивый Государь. Ея Императорское Величество прогневалась на вас не за какой-либо проступок или неверность, совершенные непосредственно против Нее. Но Она полагает, что было бы против Ее совести иметь в Своей Академии такого человека, который покинул знамя Иисуса Христа и решился действовать под знаменем Моисея и ветхозаветных пророков. Вот, Милостивый Государь, истинная причина Вашей опалы». Антонио пытался оправдаться, найти заступников, но безуспешно. Елизавета скончалась в декабре 1761 года, а уже в июне 1762 года на престоле в результате дворцового переворота оказывается Екатерина. Санчес все еще живет в Париже, с начала опалы прошло четырнадцать лет. Он бедствует, но продолжает свои ученые занятия: переписывается с ведущими европейскими врачами, пишет работы и иногда публикуется. Его описание лечения сифилиса солями ртути переводят на несколько языков. И друзья в Петербурге о нем помнят. По ходатайству все того же Разумовского Екатерина без промедления повелевает: «12 ноября 1762 г. Бывшему наперед сего в здешней службе лейб-медиком, ныне же обретающемуся в Париже доктору Санше производить из комнатной суммы пенсиону по тысяче рублев на год, по смерть его, для того, что он меня, за помощью Б-жию, от смерти спас».
Императрица осторожничает. Она не восстанавливает Санчеса в звании почетного академика, она не дает ему государственного обеспечения, она ему выплачивает пенсию из «комнатных» денег, положенных ей на содержание двора и никому не подконтрольных, но... эта пенсия в пять раз больше прежнего жалования.
Санчес прожил еще двадцать лет и все эти двадцать лет ему неукоснительно переводилась тысяча рублей в год.
Но бог с ними, императрицами! Самым интересным для нас в этой истории остается вопрос, а мог ли действительно католик Cанчес стать в Париже иудеем. Предпосылки к этому несомненно были. Санчес происходил из семьи марранов, о чем сам и писал, например в письме к Эйлеру: «...мне от рождения суждено, чтобы христиане признавали меня за еврея, а евреи за христианина, и сверх того Провидением это предназначено крови, текущей в моих жилах, той самой, которая была и у первых святых церкви и св. апостолов, униженных, преследованных и мученных при жизни, чтимых и поклоняемых после их смерти»… Рукописи Санчеса исчезли, но достоверно известно, что одна из них имела заголовок «Размышление об инквизиции. Для моего личного употребления» Но предпосылок недостаточно. Для обращения необходимо было, чтобы в Париже в то время существовало собщество практикующих иудеев. Тут нужно вспомнить, что евреи были из Франции изгнаны навечно еще в 1394 году, а официально получили возможность легального проживания на всей территории Франции только в 1791 году. И тем не менее... Перенесемся на юго-запад Франции  на двести лет назад в город Байонну. В отдаленом пригороде Сан Эспри примерно с 1540 года, когда в Португалии начала свирепствовать инквизиция, стали селиться странные семьи. Говорили между собой они на кастильском, жили замкнуто, воскресные церковные службы посещали и детей крестили. А чем же они занимались? Очень скоро выяснилось, что основное их занятие контрабанда. Они привозили через границу  и серебро,  и душистый перец, и табак, и, самое главное, бобы какао, напиток из которых так полюбился тем, кто мог его себе позволить. И кого волновало, что в пятницу вечером все мужчины собирались в самом большом доме пригорода, а женщины зажигали свечи в серебряных подсвечниках. Говорили, что они выписали из самого Рима какого-то итальянца – знатока ветхого завета, который учил их детей. Но опасливый местный граф, береженного бог бережет, отправил королю доклад о людях, приехавших из Португалии и просивших у него разрешения поселиться в пригороде Байонны. И французский король Генрих II прислал ответ: «Мы сообщаем, что благосклонно отвечаем на просьбу и моление так называемых «португальских торговцев», у которых мы видим искреннее стремление жить под нашей властью, как и другие наши подданные, и находиться на службе нашей и нашего королевства, которому они хотят помочь своими знаниями и промыслами... Таким образом, они могут жить в нашем королевстве по своему выбору в сеньориях и городах и привезти с собой жен и детей. Они могут приобретать законным путем любое имущество, как движимое, так и недвижимое...»
Знал ли король,что речь идет об иудействующих «новых христианах»? Конечно, знал! Но формально «португальские торговцы» оставались католиками, а инквизиции во Франции не было. Постепенно самые энергичные покидали Байонну и обосновывались в Тулузе, Бордо, Орлеане, а затем и в Париже. Разумеется они уже были не контрабандистами, а почтенными горожанами: аптекарями, врачами, ювелирами и торговцами. В большом городе легче было скрыть и молитвенные собрания по субботам, и обрезание младенцев, и изучение торы. Но любой из них знал, как вести себя во время службы в соборе или на крестинах соседского ребенка.  Что-то вроде советского еврея, который прекрасно знал, что надо сказать на открытом партийном собрании, посвященном осуждению сионистов, и тем же вечером настраивающего приемник на «Голос Израиля». И таких вот не слишком замаскированных евреев-сефардов  было в Париже середины 18-го века несколько сот человек. Нет сомнения, что приезд ученого врача из семьи марранов, свободно владеющего и испанским, и французским не мог не привлечь их внимания. Так что доносчик писал свой донос Елизавете Петровне не на пустом месте. Была достаточно высокая вероятность, что Антонио Санчес уж если и не вернулся полностью к религии предков, то активные связи с соплеменниками мог поддерживать.
Tags: Цитаты и факты
Subscribe

  • Воспитательный момент

    Полтора месяца, как мы похоронили отца, а я все еще в каких-то ситуациях говорю себе: « Надо не забыть рассказать об этом папе. Ему будет…

  • Славочка

    Если вы сделаете в Интернете запрос относительно истории мюзикла в СССР, то получите вялые сылки на кинокомедии вроде «Веселых ребят»,…

  • Выбор тропинки...

    М...да, ну и деньки! Каково это было Нетаниягу выбирать между войной с вечным врагом и перемирием с ним на неопределенный срок? И пожинать потом…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

  • Воспитательный момент

    Полтора месяца, как мы похоронили отца, а я все еще в каких-то ситуациях говорю себе: « Надо не забыть рассказать об этом папе. Ему будет…

  • Славочка

    Если вы сделаете в Интернете запрос относительно истории мюзикла в СССР, то получите вялые сылки на кинокомедии вроде «Веселых ребят»,…

  • Выбор тропинки...

    М...да, ну и деньки! Каково это было Нетаниягу выбирать между войной с вечным врагом и перемирием с ним на неопределенный срок? И пожинать потом…