luukphi_penz (luukphi_penz) wrote,
luukphi_penz
luukphi_penz

"Пять вечеров" в "Современнике"

Ну, как же это интересно,  вглядываться в хороший спектакль и выделять, как в археологическом раскопе, разновременные его слои. Вот сюжет, обстоятельства и действующие лица. Это драматург выделил свою делянку из хаоса мира. Оградил ее, выбросил булыжники нелепостей и случайностей и насыпал плодородной земли логики для развития действия. А вот  на делянке разбита режиссером клумба из декораций, костюмов, света, музыки и сценографии, всего того, без чего актерам не выжить на сцене. А вот и цветы, выращенные здесь и сейчас: действующие лица, созданные у нас на глазах трудом и талантом актеров и сохраняющие фактуру их личностей.

Вот все это и присутствовало в спектакле «Пять вечеров», который театр «Современник» давал в Иерусалиме 4 мая. Хорошая пьеса Володина, уверенная режиссура Александра Огарева, отличные декорации, тонко обозначающие приметы того самого быта. Прекрасные актеры Елена Яковлева и Сергей Гармаш - отлично сыгранная пара. Молодые актеры, играющие Славу и Катю, полные энтузиазма. Во всем чувствовался высокий класс театра. И все-таки, все-таки спектакль не дотянул до той невидимой планки, когда перехватывает дыхание, когда зритель замирает, понимая, что участвует в явлении чуда. Я не раз видел такие спектакли, но эти «Пять вечеров» на чудо явно не тянули.

Мне кажется, что в этом спектакле проблематична трактовка пружин действия. Главный герой -  это сломленный человек. Очевидно, что героиню, которая готова уехать с ним на север, ждут тяжелые времена и жестокое разочарование. Но что сломало героя, что сделало жизнь героини одинокой и безрадостной? Формальный ответ автора на этот вопрос – война, великое народное бедствие. Истинный ответ, который  Володин вероятно прозревал, но даже в одиночестве перед зеркалом не посмел бы произнести в том 1959, когда писалась пьеса – бесчеловечная общественная система, предлагавшая гражданам такой порядок приоритетов, который обрекал их на несчастную личную жизнь. Так вот, если Гармаш все время там, в конце 50-х, со всеми иллюзиями и заблуждениями того времени, то Яковлева, порой видит свою героиню из нашего времени, посмеивается над ней и ей сочувствует, а порой соскальзывает внутрь действия, сливаясь с героиней - гордым членом партии большевиков. То же относится и к остальным актерам, особенно к Азаркиной в роли продавщицы Зои. Эта амбивалентность придает спектаклю некоторую рыхлость, лишает его направленности и остроты. Что, разумеется, не мешало чувствительным зрительницам промокать батистовыми платочками слезы сострадания.

Может быть кто-нибудь видел этот спектакль и поспорит со мной? Я совсем не уверен в своих выводах.

Tags: Рецензия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment