luukphi_penz (luukphi_penz) wrote,
luukphi_penz
luukphi_penz

"Мария Стюарт" в постановке Чхеидзе

26 июня БДТ давал «Марию Стюарт» в Иерусалиме. Для представления был выбран громадный зал Дворца Наций, и это стало первым звеном в цепи неудач спектакля. Зал был наполовину пуст. Первая сцена пьесы, в которой кормилица Марии разговаривает с ее тюремщиком, звучала крайне странно: слова, которые произносила актриса Венгалите, были прекрасно слышны, а то, что говорил артист Неведомский, невозможно было разобрать даже в восьмом ряду, где мы с женой сидели. Со сцены раздавались невразумительные рычание и кряхтение. В следующих сценах звук стал разборчивей, но для тех, кто сидел подальше, слышимость оставалась плохой.

Все первое действие походило на читку пьесы. Видимо, боясь быть не услышанными, актеры произносили свои слова, оборотившись к залу. Зал откровенно скучал. Актеры, кажется, тоже. Никакой охоты к взаимодействию они не проявляли. Первое действие закончилось хлопками жидкими до неприличия.

Тут стоит поговорить о костюмах и декорациях. Да, наверное, сдержанная цветовая гамма костюмов (серое и черное) должна была придать спектаклю интеллигентность и классность, а также сделать еще более бьющим по глазам красный цвет платья, которое одевает Мария перед казнью. Да, конечно, Алекси-Месхишвили создал сложную декорацию в серой гамме цветов, представляющую собой подвижные вращающиеся плоскости, которые позволяли изменять характеристики объемов. Но … вы помните английскую эпиграмму в переводе Маршака:

Твой стиль суховатый и сдержанно краткий

Без удержу хвалят друзья.

Уздечка нужна, чтобы править лошадкой,

Но где же лошадка твоя?

Лошадки не было. Так начался второй акт спектакля. Стихия трагедии, гений Шиллера, профессионализм актеров, концепция Т. Чхеидзе - не знаю, что именно подействовало, но несколько раз искры высекались, и зал благодарно ответствовал. К сожалению, одна из кульминационных точек спектакля – казнь Марии, решенная в виде пантомимы, оказалась настолько выбивающейся из ткани спектакля, что начавший разогреваться, зритель сник снова.

Ну, а катарсис, спросите вы, катарсис-то был? Можно сказать: «был». Было сильное эмоциональное потрясение от полного несоответствия ожиданий и реальности.

Tags: Рецензия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments