luukphi_penz (luukphi_penz) wrote,
luukphi_penz
luukphi_penz

Башмет и Бутман в Иерусалиме

     Пошли мы, значит, на концерт Башмета и Бутмана. Афишка этого концерта такая  глянцевая, яркая. На ней «Юрий Башмет и Солисты Москвы» написано большими буквами в центре, а в нижнем углу буквами поменьше «Игорь Бутман и джазовый квартет». Вот думаем, как интересно, камерный ансамбль, а к нему как-то будет подстраиваться джазовый квартет. Но ничего этого не было. В первом отделении игралось девять номеров.  Пять из них исполнил камерный ансамбль. Что же касается времени, то вещи, исполненные джазистами, были  длинными. Первое отделение продолжалось так примерно 1 час и 10 минут. Из них 40 минут играл квартет. Вы только представьте: двадцать с лишним блестящих музыкантов камерного ансамбля сидят на сцене перед публикой, ничего не делают и тоскливо ждут, когда же придет их черед, а он все не приходит, так как, пока по два раза каждый из квартета не отыграет свою импровизацию, конец их номера не наступит. Бедный Башмет то сидит на стульчике, то неприкаянно бродит среди своих, то шепнет кому-то пару слов, а то прямо в середине джазового номера пройдет шаркающим шагом за кулисы, ну, мало ли, может водички попить, скучно же человеку. Мне эта сцена со скучающими музыкантами отчетливо мешала слушать тех, кто играл.     
     Конечно же, было несколько совершенно блестящих номеров. Это «Скерцо»  Шостаковича, «Полька для альта и струнных» Шнитке, «Ностальгия» Бутмана. Ане очень понравилась “Reflection” Дж. Дауленда, исполненное Башметом вместе с Бутманом.

 

     Во втором отделении давали «Джаз сюиту для альта, саксофона, рояля, биг-бенда и камерного оркестра» Игоря Райхельсона. Начнем с того, что ни рояля, ни биг-бенда не было. Роль рояля выполнял  электронный инструмент, а за биг-бенд отдувался квартет. Слева располагался Башмет со своими солистами, справа джазисты с Бутманом, а между ними за квазироялем сидел сам композитор. Он же должен был выполнять функцию дирижера, но по ходу исполнения эту роль у него перехватил Бутман.  Как мне, профану, показалось, в произведении была заложена идея, в соответствии с которой рояль должен был стать мостиком, связывающим джазовую импровизационную стихию с жестким строем камерного исполнения. Если я правильно понял идею, то она не реализовалась вовсе. Джаз с невероятно мощным саксофоном – Бутманом подмял под себя все. Райхельсону не удалось добиться гармоничного соучастия, указанных в названии его опуса составляющих. Впрочем, вполне может быть, что я совершенно ничего не понял, и все прозвучавшее точно соответствовало замыслу композитора. Боюсь, что мне никогда этого не узнать.


Tags: Рецензия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments