luukphi_penz (luukphi_penz) wrote,
luukphi_penz
luukphi_penz

"Амадей" в Камерном

Этот спектакль должен был стать жемчужиной в гирлянде постановок Камерного. Действительно – крепкая пьеса Питера Шеффера о Моцарте и Сальери,  в которой есть, что играть. (По-моему, маленькая трагедия Пушкина на эту же тему намного интереснее.) Изобретательная режиссура Омри Ницана, музыка Моцарта, пронизывающая спектакль, богатые костюмы. Остроумная декорация, при которой рояль становится то троном, то бильярдным столом, то постелью любовников, то ложем умирающего. В конце мертвого Моцарта укладывают в рояль, закрывают его крышкой и выносят. Когда рояль поднимают, ножки от него отваливаются, и рояль превращается в черный гроб. Больше музыки нет. Правда, здорово придумано?  И, тем не менее,…спектакль получился, в лучшем случае, рядовым. Почему?  Пьеса написана, как воспоминание  Сальери о событиях тридцатилетней давности. В пьесе три полюса, три действующих фактора, столкновение которых и приводит действие в движение. Эти полюса: Сальери, Моцарт, который нам показан через призму воспоминаний Сальери, и Бог, который обманул Сальери, вложив божественный талант не в него, а в совершенно неподходящего для этого, с точки зрения Сальери, Моцарта. Ну, так вот, Итай Тиран великолепно воплощает Моцарта (не живого композитора, а придурка из воспоминаний Сальери). Он виртуозный актер, который не тянет одеяло на себя, а честно работает на благо представления. А вот Ицхак Хизкия, играющий главного героя, он не вытягивает. Конечно, он произносит все предложения с правильными интонациями и в сопровождении соответствующих жестов, но…  Видимо, матрица его личности не позволяет ему органично и вольготно сыграть богоборца, для которого другой человек, хотя бы и гениальный композитор, всего лишь фигура на доске, на которой он сражается с самим господом Богом, поставив на кон память о себе в веках. А ведь он, как и Герострат, выигрывает свою партию. Вот этой мощи эгоизма Хизкия предъявить не в состоянии, и все становится тусклым. Когда-то роль Сальери  в Лондоне играл Пол Скоффилд, а совсем недавно в Москве - Олег Табаков, может быть у них получилось, а может и нет. Я тех спектаклей не видел.


Tags: Рецензия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments