luukphi_penz (luukphi_penz) wrote,
luukphi_penz
luukphi_penz

"Дядя Ваня" от Римаса Туминаса

В конце мая мы посмотрели в Иерусалиме «Дядю Ваню» у вахтанговцев с Маковецким в главной роли. Довольно долго я ничего не мог написать. Спектакль меня задел, да и просто понравился, но все не хватало камертона для выравнивания отношения. Но тут, совершено случайно, мы посмотрели фильм «Душка» голландца Йоса Стеллига с тем же Маковецким в главной роли. Прекрасная работа, настоящий кинематограф, где и слов-то почти нет. И фильм этот выражает (конечно, саркастически) западный взгляд на проблему «загадочной русской души». Так вот, после этого фильма я понял, что ведь и «Дядю Ваню» поставил иностранец – литовец Римас Туминас, для которого Иван Петрович вздорный, завистливый и докучливый русский тип. Режиссер не отступает от Чехова, но он расставляет акценты так, что...

Очевидно, что ослепленный завистью, влюбленный в Елену Иван просто выдумывает, когда говорит, что профессор Серебряков ничего в своей науке не понимает, никому не известен и все жизнь писал чепуху. Ну, откуда ему в глуши его уезда знать, насколько Серебряков известен. Он что, индекс цитирования профессора мог посмотреть в Интернете? Все инсинуации опровергаются и личностью профессора, которого прекрасно играет Владимир Симонов, и выпуклыми деталями, разбросанными вдоль действия. Нам известно, что профессор сын дьячка. В России всегда социальные лифты работали со скрипом, так что закончить университет, а затем сделать научную карьеру и выйти в отставку профессором (что после 1863 года соответствовало в табели о рангах «тайному советнику») мог только очень талантливый и трудоспособный человек. Более того, и в отставке он ежедневно до глубокой ночи читает и пишет. Он тоскует по академической жизни и достойным товарищам. Но самое главное доказательство его незаурядности - это его жены. Ведь первая его жена, сестра Ивана, была необыкновенной достойнейшей женщиной. И вторая его жена - красавица, выпускница консерватории, дочь сенатора. С чего бы это такие женщины выходили замуж за не богатого и не знатного человека, если бы не его ум, обаяние, отношение к нему окружающих и т.д. Так что Иван Петрович на профессора клевещет, завидуя и его положению в обществе и отношению к нему женщин.

А вот и кульминационный момент. Профессор собирает домочадцев и просит рассмотреть его предложение о продаже имения, которое было приданным его первой жены, а следовательно принадлежит сейчас ему и его дочери Соне. Имение управляется Соней и ее дядей Иваном Войницким. Смысл предложения - в гарантированном обеспечении жены и дочери профессора после его смерти. Действительно, имение стоит около 100 тысяч. Профессор говорит, что оно приносит 2%, то есть около 2000 рублей в год. Это подтверждается Войницким, который говорит, что за 10 лет смог погасить 25 тысяч рублей долга. Если имение продать и вложить деньги в ценные бумаги, можно обеспечить доход в 4-5%. Где конкретно будут жить после продажи имения его владельцы и их домочадцы, на этом этапе не решается. Вопрос, поднятый профессором, совершенно практический, он требует серьезного финансового анализа. С самого начала профессор говорит, что, если идея не понравится, он не будет на ней настаивать. И какова же реакция дяди Вани на это предложение? Он берет в руки оружие и пытается профессора убить. Это реакция вздорного и злобного истерика. Именно таким и видит литовский режиссер чеховского героя. И он имеет на это право, потому что спектакль получился интересным, гармоничным и очень театральным в самом лучшем смысле этого слова.

Tags: Рецензия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments