luukphi_penz (luukphi_penz) wrote,
luukphi_penz
luukphi_penz

"Мастерская П. Фоменко" и "Самарский академический..."


Так получилось, что мы с интервалом в два дня смотрели спектакли двух разных русских театров. Самарский академический театр показал «Шесть блюд из одной курицы» Ганны Слуцки, а театр «Мастерская П. Фоменко» представил «Семейное счастье» по повести Л. Толстого.

Самарский театр минимальным требованиям удовлетворял. Несмотря на совершенно нелепые обстоятельства пьесы, актеры держались на сцене достаточно естественно. Не было того жалкого кривляния и комикования, при виде которых хочется залезть под стул от стыда за то, что происходит на сцене. Сверх этого мне сказать нечего, ни о режиссерской работе, ни об оформлении или сценографии. Это тот нижний уровень театрального дела, который еще позволяет брать деньги за билеты.

Может быть я так остро почувствовал «нищету» этого спектакля потому, что видел его после постановки Фоменко. А вот то, что тот сделал из довольно скучной и многоречивой повести Толстого, это просто фантастика. Спектакль буквально соткан из междометий, жестов, балетных пробежек, отдельных музыкальных фраз.

В первом действии героиня счастлива, ей кажется, что она влюблена. Вот в деревенском доме пьют чай семнадцатилетняя Маша, ее нынешний опекун (он же будущий муж) 36 лет и ее няня. «А!»,- восклицает кто-то за столом, «Что?»,- откликается другой...и все. И оказывается, ничего больше не нужно. Для выявления всей гаммы переживаний всех за столом довольно этих двух междометий, если их вкладывает в хороших актеров гениальный режиссер. А актеры действительно хороши, особенно Ксения Кутепова. Спектаклю уже 12 лет. Но и сегодня ее танец от рояля к окну так легок и так естественно воплощает безотчетное счастье юности, что дух захватывает от сопричастности этому чуду.

Во втором действии замужняя Маша чувствует свою нереализуемость в чинном  замужестве и окунается в светскую жизнь в столице и за рубежом. Как забавна сценка, где Маша, еще не надев бального платья, в роскошном корсете и панталонах расхаживает перед мужем, что-то говоря о правах женщины. А для представления светского бомонда на водах в Бадене   режиссеру оказалось достаточно  двух актеров. Легко, с грацией и элегантностью, без слов, только франко-итальянской иммитацией речи, демонстрируют они всю пошлость, эгоизм и стремление к наслаждению людей такого типа. Наконец, Маше становится отвратительно все вокруг, и она возвращается домой в деревенскую усадьбу, где может быть и можно найти покой рядом с мужем и детьми, но нельзя вернуть счастье. 

 Недавно один из наших театральных обозревателей, желая похвалить какое-то представление, написал: «Я совершенно забыл, что нахожусь в театре». У Фоменко я ни на секунду не забывал, что мы в Театре, и этот театр очень хорош, что все гармонично и цельно, что во всем есть смысл, смех и слезы, и единственное, что  мне хочется, так чтобы действие подольше не кончалось.

 А каким острым было  смешение двух противоположных эмоций после спектакля: печали по существу представленного и радости, а порой просто восторга,  от того, как хорошо это печальное  было  представлено! Вот за этой гремучей смесью я в театр и хожу.

 


Tags: Рецензия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments