Вот, значит, гуляли мы по Праге, ездили в Чешский Крумлов, все такое милое, европейское. Ведьм, конечно, жгли, ну, так на то же они и ведьмы, а вот сейчас ведьм нет, никого не жгут, только привидения гуляют по чистеньким закоулкам. Все весьма цивилизованно. С этим ощущением и уехали бы домой, если бы наши друзья в последний день наших пражских каникул не повезли нас в городок Кутна Гора. Это километров так 80 на восток от Праги. Там в районе, который называется Седлец, есть кладбищенская часовня с таким варварским декором, что мороз по коже продирает. Для меня то, что я увидел, было подлинным шоком.
Вот эта люстра,
и этот герб,
и этот крест
сделаны из настоящих человеческих скелетов, извлеченных из могил местного кладбища. Ну ладно, если бы было это в Новой Гвинее или там Центральной Африке, но здесь, в центре Европы, в католической стране...
Начались эти игры с костями еще в начале 16 века, когда некий монах сложил кости, извлеченные из могил монастырского кладбища, в форме плотных пирамид. В начале 18 века часовня была перестроена, но украшения из костей не только не убрали, но даже и дополнили, а в 19 веке часовня приняла нынешний вид.
И знаете, какой тут возникает у меня вопрос: «Если из человеческих черепов и костей можно сделать люстру и показывать ее за деньги публике, то почему нельзя из человеческой кожи сделать изящный абажур и выставить его в музее прикладных искусств?»
Где она, эта граница между приемлемым и нет, между варварством и цивилизованностью, а по большому счету, между добром и злом?