В маленькой галерее Rothschild Fine Art, что в самом начале улицы Ротшильд в Тель-Авиве, сейчас проходит выставка картин Семена Аджиашвили (Simon Adjiashvili). Нынче Семен житель Тель-Авива, а прибыл он сюда много лет назад из Тбилиси, где закончил Академию Художеств. Живопись завораживающая. Представлена серия интерьеров старых бедных квартир, выполненная в скупой цветовой гамме: белый и оттенки коричневого и оливкового цветов. Нет людей и почти нет следов их присутствия. Мебель вывезена, а то, что осталось, просто брошено за ненадобностью. На первый взгляд, может показаться, что картины выполнены в реалистичной манере, но достаточно второго взгляда, чтобы увидеть, что это изысканный сюр. Эти полотна не изображения каких-то помещений, это изображения памяти о покинутой квартире, последнего взгляда перед тем, как щелкнул замок за уходящими навсегда.
А ключик к разгадке этих картин – полы квартир.
Посмотрите на пол этой комнаты. Эта сплошная глянцевая поверхность не из скромной тель-авивской квартиры, но это и не паркетный пол тбилисских квартир. Этот пол из памяти, которой здесь не понадобились детали.
А вот на этой картине,
в дальнем помещении мы видим странный плиточный пол. Остроумный израильский критик Dror Burstein заметил, что этот пол - цитата из картин голландцев, например Яна Вермеера. Так сам художник подсказывает нам, что интерьеры эти псевдореалистичны, что они сложены из пластов памяти о безвозвратной жизни со всеми ее впечатлениями, из глухой тоски по несбывшемуся, из любви к воздуху и солнцу, которые живут в этих комнатах и тогда, когда их покидают люди.
А еще...посмотрите на сложенный листок бумаги, оставленный на хилом столике. Там послание художника зрителям, может самое важное из того, что он хочет сказать нам о жизни. И все, что от нас требуется, это войти в эту комнату, подойти к столику и взять листок в руки. Ну, давайте, попробуем...