luukphi_penz (luukphi_penz) wrote,
luukphi_penz
luukphi_penz

"Ричард III" в Камерном

Я пару недель назад написал прохладный отзыв о постановке «Ричарда II» в Камерном. Постановку осуществил Артур Коган – приглашенный режиссер. Понятно, что на его же постановку  «Ричарда III» я шел без воодушевления.  И я ошибался! Постановка оказалась очень яркой. Понадобилось с четверть часа, чтобы полностью погрузиться в атмосферу трагифарса, а дальше – сплошное удовольствие. Режиссер нашел несколько острых приемов, удерживающих ход действия в заданных им рамках.
Остроумное решение нашлось для уродства Ричарда, которого прекрасно сыграл Итай Тирон. На ногу артиста наложена шина, которая не дает ноге сгибаться в колене, так что артисту не надо ничего изображать – нога реально не сгибается, это естественно обеспечивает неестественную пластику любого движения.

В пьесе наличествуют 4 казни. В рамках выбранного жанра ужас убийства должен быть снят, и вот режиссер вводит палача-меломана, который появляется со здоровенным «древним» магнитофоном на магнитных лентах. Перед каждой казнью он врубает на полную мощность какую-нибудь арию из классической оперы и бодро убивает в такт музыке.

Блестящая находка режиссера , задающая тон всему представлению, это ввод бессловесной роли Ричарда-ребенка. В первой сцене у мальчика-калеки дети отнимают игрушечную лошадку, толкают его, а когда он падает, убегают. Мальчик не может сам подняться, и тут входит взрослый Ричард, протягивает ему/себе руку и помогает встать на ноги. И вот в последней сцене, когда раненый уже король Ричард III остается один и произносит свои последние слова: «Коня, полцарства за коня», появляется тот самый мальчик-калека и протягивает ему свою игрушечную лошадку. Нет, театр не прощает Ричарду его подлостей, лицемерия, жестокости, но говорит нам о том, что каждый, даже такой, имеет право на сочувствие.

Можно было бы сказать, что спектакль очень хорош, если бы... если бы не видел я эту пьесу в постановке Бутусова в театре «Сатирикон». И показалось мне,  что многое в Камерном позаимствовано. Тут и костюмы артистов, очень далекие от нарядов 14 века, зато отчетливо напоминающие что-то из начала 19. Тут и музыка, хотя и по-другому, сопровождающая убийства. А главное, это общая фарсовая атмосфера спектакля. Впрочем, думал я, может эту пьесу и вовсе нельзя играть по-другому в наше время. Ан нет, можно!  Поставили ее, например, в Вахтанговском театре лет 20 назад с Ульяновым в главной роли, совершенно в другом ключе, и замечательно поставили. Эта постановка (как и Бутусовская) полностью представлены в Интернете.

Тут я и вовсе запутался в своих ощущениях, с одной стороны, нехорошо ведь утягивать чужие находки, а с другой стороны, получилось-то все вместе хорошо и совсем по-другому, чем в «Сатириконе».

Не знаю, что и сказать под конец...

Tags: Рецензия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments