luukphi_penz (luukphi_penz) wrote,
luukphi_penz
luukphi_penz

"Стемпеню" или что можно сделать из слабого романа.

Уж и не знаю, везет ли нам в последнее время со спектаклями Камерного театра или у них действительно повысилась плотность хороших спектаклей, но вот смотрели мы недавно там «Стемпеню» по мотивам первого романа Шолом-Алейхема, и очень хорошо нам это смотрелось!

А роман-то, прямо скажем, ну  очень так себе. О любви замужней еврейки и женатого музыканта-клейзмера в еврейском местечке. Эта тема в пьесе осталась, но сюжет, все побочные линии, да и характеры действующих лиц изменены и прочерчены тоньше и острее, чем в романе.

А ведь какой соблазн для режиссера: клейзмерская музыка, скрипка заливается, танцуют бородатые хасиды в лапсердаках. Но ничего этого в постановке нет. Ни грана банальности. Автор пьесы Эдна Мазия сама же и поставила этот спектакль. Но не одна, а вместе с хореографом и исполнителем роли Стемпеню Ехезкиелем Лазаровым.   
Интересна  жанровая принадлежность
постановки. Конечно это не мюзикл, так как принятых в мюзиклах арий и ансамблей здесь нет вовсе. Но это спектакль музыкальный и, главное, танцевальный.  Органическое  сочетание приемов классического балета  и современного танца   -  заслуга Лазарова.

Ну и актеры, конечно же, очень хороши. Редкий спектакль, где нет проходных ролей типа «кушать подано». Все роли без исключения  -  несущие элементы сложной конструкции постановки. Сфальшивь  хоть один из многих актеров, и все развалится.

Но все же стоит выделить трех женщин:  Рона-Ли Шимон в роли главной героини Рохеле, Орли Зильбершац в роли ее свекрови и  Лиат Хар Лев в роли подруги Рохеле.

Итак : драматургия, музыка, танец, актеры, костюмы, декорация, свет  -  все органично сплетено, все работает и создает ощущение совершенства.

А вот, кстати, о декорации. Задник сцены - сплошная стена темносерого цвета, по которой проходит черно-лаковый узор. Этот задник четко резонирует словам Рохеле: «Живу, как в улье с медом». Но вот Стемпеню уговаривает Рохеле уйти с ним из семьи мужа (улья с медом) и вообще из местечка. Он подходит к заднику, и вдруг оказывается, что эта стена на самом деле огромные ворота. Стемпеню начинает открывать эти ворота, оттуда на сцену врывается дневной свет. И вот ворота открыты. Банальным решением было бы выдать солнце на голубом небе любви. Но не в этом спектакле. Когда ворота открываются, мы видим за ними серый простор с дождливыми облаками на небе.  Эта картина предвосхищает последнюю сцену, когда Рохеле уже не любимая Стемпеню, а может быть даже и брошенная им, прогуливает младенца в коляске и встречает бывшего мужа. Они обмениваются приветствиями, муж берет на руки плачущего ребенка Стемпеню, успокаивает его, отдает Рохеле, и они расходятся. Все прошло, но жизнь продолжается.

Отличный спектакль. ТЕАТР с большой буквы.

Tags: Рецензия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments