luukphi_penz (luukphi_penz) wrote,
luukphi_penz
luukphi_penz

"Шинель" в театре Хан

Постановка «Шинели» по Гоголю в театре Хан в Иерусалиме не получилась, да верно, и не могла получиться. Режиссер не понял, о чем в повести, собственно, речь, и вовсе не удосужился разузнать о жизни чиновничьего Петербурга.

Акакий Акакиевич Башмачкин - титулярный советник, т.е. государственный служащий 9 класса по табели о рангах. А всего-то этих классов было 14. И низшие по положению должны были обращаться к нему: «Ваше благородие». Конечно же, у Гоголя портной ему говорит «вы», а он портному - «ты». А режиссер спектакля сделал лейтмотивом всего действия «Пошел вон». Это нашему герою кричит и портной, и приказчик в магазине пуговиц, и приемщик в ломбарде, и хозяйка квартиры. Тогда как у Гоголя, даже «значительное лицо», распекая героя, таких слов не произносит. Чиновничество было привилегированным слоем общества. И все, что происходит с А.А., происходит на фоне пусть и не большой, но гарантированной зарплаты.

Режиссер не понял, что в повести рассказывается о несчастье, постигшем счастливого человека. Да, Башмачкин,может быть, и ничтожная, и ограниченная личность, но он счастливый человек. Вот, что пишет Гоголь:

Вряд ли где можно было найти человека, который так жил бы в своей должности. Мало сказать: он служил ревностно, – нет, он служил с любовью. Там, в этом переписыванье, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир.

А.А. любил свою работу. И он ей полностью соответствовал. Он брал бумаги домой, чтобы переписывать их после обеда, причем переписывал не только по служебной надобности, но и для себя, из удовольствия.

Написавшись всласть, он ложился спать, улыбаясь заранее при мысли о завтрашнем дне: что-то бог пошлет переписывать завтра?

Ну, как же не счастливый человек!

И вот перед этим беззаботным чиновником вдруг встает труднейшая задача – пошив новой шинели. Впадает ли герой в отчаяние от этой проблемы? Нет! Стойко выдержав многомесячные финансовые ограничения, рационально использовав все наличные средства, он добивается полнейшего успеха. И готов счастливо жить и дальше. И вот тут на него обрушивается рок в лице грабителей. А перед роком бессильны не только титулярные, но даже и тайные советники. Гоголь тонко показывает, как «значительное лицо», в общем человек не злой, становится инструментом рока, наносящего нашему герою последний удар. И А.А. гибнет, но он гибнет, как античный герой, не переставая сопротивляться злой судьбе.

"Шинель" это героическая трагедия, погруженная в мерзкий мелкочиновничий быт.

И ничего этого в постановке нет! А есть суетливый, полубезумный человечек, стоящий на низшей ступени социальной лесницы, которого все гонят вон. История скучная, и режиссер расцвечивает ее, как может. То это ветер, который изображают трое мужчин, треплющих на бегущем герое шинель, то какие-то цветастые купола в его бреду перед смертью, то квартальный, беседующий с кем-то по телефону.

В середине действия я поймал себя на мысли: «А что, собственно, я тут делаю в ночь с одного буднего дня на другой еще более будний день?».

Tags: Рецензия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments