luukphi_penz (luukphi_penz) wrote,
luukphi_penz
luukphi_penz

"Обеты" в театре "Микро"

4 апреля театр «Микро» давал «Обеты» в Иерусалиме в малом зале театра «Хан». Пьеса - это инсценировка,  написанная Ириной Горелик (она же и режиссер спектакля) по мотивам «Иосифа и его братьев» и пьесы  Птушкиной  «Овечка». Зачем было писать инсценировку, если есть хорошая пьеса? Ну, наверное, чтобы сопоставить историю Якова с историей Иосифа. В рамках инсценировки Яков нарушает обет, данный Рахели, и берет себе в жены Лею, а Иосиф не нарушает обета верности своему хозяину и не соглашается на сексуальный контакт с его женой. В спектакле Яков и его женщины жестоко страдают от нарушения им обета, пусть даже невольного, а вот Иосиф, исполнив обет, чувствует себя Человеком. Но мораль пьесы входит в противоречие с реальностью окружающей нас жизни. Ведь мы все, я имею в виду подавляющее большинство ныне живущих во всем мире евреев, это потомки Иегуды и Леви, то есть детей Якова именно от Леи. Яков, нарушивший свой обет, стал праотцем ныне существующего еврейского народа. Потомки же Иосифа рассеялись в незапамятные времена. Таким образом, нарушение обета Яковом  вознаграждено, а исполнение обета Иосифом проигнорировано высшими силами. Интересно, это ли противоречие между человеческой моралью и безразличием исторического хода событий к морали хотела акцентировать автор инсценировки?

Ну, идеи пьесы -  это материя тонкая,  поговорим о том,  что мы видели, о постановке. Малый зал театра «Хан» как будто специально создан для этого спектакля. Нетесаная скала стен зала сразу же создает необходимую для восприятия событий пьесы атмосферу. Хороши декорации – массивные прямоугольные формы на поворотном круге. Вращение круга требует усилия, и это мускульное натуральное усилие актера отличнейшим образом воплощает тяжкий труд наших праотцев по различению добра и зла, по созданию этической основы всего нашего мира.

Музыка настолько органична спектаклю, что как бы вплетена в ткань представления и обогащает, и окрашивает его, совершенно не давая знать о своем присутствии.

В первой половине спектакля между двумя парами: Иосиф (Михаил Городин) – жена Потифара (Анна Быховская) и Яков (Ефим Риненберг) – Рахель (Шарон Таль) возникает сложный контрапункт.  Каждая пара ведет мелодию в своем ритме, причем ни одна из них не доминирует. Мне показалось, что пара Яков – Рахель чуть посильнее пары Иосиф - жена Потифара. Режиссер придумала для жены Потифара  этакий «египетский» жест. Начиная каждый речевой период в первой части представления, она вытягивает руку, согнутую в локте, открытой ладонью вперед. Движение это Быховская воспроизводит старательно, но оно ей не органично и, повторяя его, прекрасная актриса выглядит, как неопытная ученица театральной студии. Почему-то и Иосиф однажды делает этот же жест. К середине спектакля актеры перестают воспроизводить это движение,  и  все становится живее и пронзительнее. Лея (Мария Горелик) появляется поздно по ходу действия, но хорошо входит в набирающее скорость колесо сюжета. Ее взаимодействие с Рахелью драматизирует действие. Благодаря удивительной искренности актрисы и точности ее интонаций в какой-то момент «правда Леи» едва ли не начинает перевешивать боль любимой, но бездетной Рахели.

После окончания спектакля зрители расходились тихие, но удовлетворенные.  И мы ни секунды не пожалели, что провели этот вечер с театром «Микро».

Tags: Рецензия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments