Для связности рассказа приведу парочку общеизвестных фактов. В 1492 году Католические короли Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский изгнали евреев из Испании. Тот, кто хотел, мог креститься и продолжать жить в своих домах, а кто не хотел, должен был Испанию покинуть. Значительная часть, НЕ ПОЖЕЛАВШИХ КРЕСТИТЬСЯ, ушла в Португалию, бросив все имущество или распродав за бесценок. Только начала налаживаться их жизнь в Португалии, как конъюнктура изменилась, и португальскому королю

Ну, хорошо. Синагоги и ешивы закрыли, обрезания делать запретили. Но новые христиане по субботам зажигали свечи, в Иом Кипур постились, а молодожены сначала ставили хупу, а затем венчались в церкви или наоборот. Старые христиане не смешивались с новыми, так как не без основания считали их все теми же евреями. Были и преимущества. Всякие ограничения на ремесло или торговлю были сняты. То было время великих географических открытий, время делать деньги и сколачивать состояния.
Но тридцать льготных лет пролетели, и с 1526 года в Португалии появилась инквизиция. Начались процессы, и зажглись костры. Самые богатые из иудействующих потянулись в Италию, Турцию или Голландию, а два или три десятка семей перебрались в Испанию, а оттуда через Пиренеи во Францию, ведь они формально были христианами, а инквизиции во Франции того времени не было. В городе Байон они получили участок вне городской стены для компактного поселения. А местный граф заручился для них королевской грамотой. Король Генрих II в 1550 году писал:
«Мы сообщаем, что благосклонно отвечаем на просьбу и моление так называемых «португальских торговцев», у которых мы видим искреннее стремление жить под нашей властью, как и другие наши подданные, и находиться на службе нашей и нашего королевства, которому они хотят помочь своими знаниями и промыслами... Таким образом, они могут жить в нашем королевстве по своему выбору в сеньориях и городах и привезти с собой жен и детей. Они могут приобретать законным путем любое имущество, как движимое, так и недвижимое...»
Знал ли король,что речь идет об иудействующих «новых христианах»? Конечно, знал! Именно поэтому, он придумал для этой группы особое название - «португальские торговцы». Но зачем местным французским властям нужны были эти люди? Ответ прост – для