luukphi_penz (luukphi_penz) wrote,
luukphi_penz
luukphi_penz

Евреи по обе стороны Пиренеев 3

Продолжаем разговор... А рассказываем мы о странной общине иудействующих «португальских торговцев» во французских Пиренееях и о том, до чего они доиудействовали. Если у кого появится желание взглянуть на начало истории, то вуаля...
http://luukphi-penz.livejournal.com/68920.html и
http://luukphi-penz.livejournal.com/69345.html

Откуда мы собственно знаем о некоторых деталях жизни этой группы? Сами они никаких летописей не вели, да и личных писем от них не осталось. Источников у нас три (в точности, как у марксизма):
Во-первых, это жалобы коренных жителей на пришельцев;
Во вторых, официальные документы их касающиеся;
В третьих, протоколы инквизиции, в которых детально фиксировались вся информация об общине, полученная инквизиторами от схваченных контрабандистов.
Приведем примеры.

Вот из протокола заседания городского совета Байона от 1610 года:
«Они прибывают к нам каждый день, притворяясь, что бегут из Испании, поскольку их там подозревают в том, что они евреи. Тем не менее, каждый день они проходят через границу и встречаются с испанцами, торгуют с ними и, вероятно, рассказывают им обо всех делах в провинции, являясь к тому же шпионами. Помимо этого очевидно, что они совершают иудейские обряды всюду, где находятся»

Вот жалоба губернатору от 1643 года во время франко-испанской войны:
«Мы уже говорили господину графу Грамону, что мы не можем терпеть здесь пребывание большого количества португальских семей, живущих в предместье Сент-Эспри, по причине их ежедневного сообщения с пограничными испанскими городами Памплона, Сан Себастьян и другими. Там они торгуют, как лично, так и через посредников, так же свободно, как и в период мира, что логически усиливает подозрения и зависть по отношению к этим португальцам, ибо французам запрещено заходить в Испанию под страхом смерти. Эти португальцы являются потомками выходцев из Испании, где у них все еще живут родственники. И они чувствуют обязанность по зову крови защищать их за наш счет, ибо мы для них чужие... Предав нас каким-либо образом, они смогут убежать, ибо у них нет в нашем королевстве никакой недвижимости.»
Обратите внимание на два нюанса из последней жалобы.
«...мы для них чужие», - это ведь через сто с лишним лет после образования этой общины. А почему? А потому, что община, уходя от христианства, переставала крестить детей и обручать молодоженов, и наоборот, практиковала обрезание, хупу и чтение молитв по праздникам. Понятно, что все это требовало изоляции от окружающего христианского мира.
«... у них нет в нашем королевстве никакой недвижимости». Это было правдой. Сохранились договора, в соответствии с которыми «португальцы» ссужали местных жителей деньгами на постройку дома. Хозяином дома был француз, а «португальская» семья – жильцами, которым не нужно было платить квартплату, пока они жили в этом доме.

Еще одна жалоба от 1675 года:
«Некоторые португальцы недавно построили несколько табачных мельниц в домах, где они живут, и крутят их день и ночь, используя лошадей, что является нарушением общественного порядка, как из-за больных в соседних домах, так и из-за шума, производимого мельницами.»
А табачок-то привозили из Южной Америки в Испанию, то есть был он контрабандным до последнего листика. А каков объем, если перемалывали, используя лошадей!

Всем этим жалобам местное начальство должно было что-то противопоставить, и вот в 1656 г. (война с Испанией в самом разгаре) появляется жалованная грамота короля Людовика ХIV:
«Людовик, божьей милостью король Франции и Наварры, всем ныне живущим и будущим поколениям. Покойный король Генрих II наш предшественник, узнав страстное желание и добрую волю португальских торговцев, живущих в нашем королевстве, а также пользу, которую они приносят нашему государству своим трудолюбием и знанием ремесел и торговли, своим умом и верностью, дал им жалованную грамоту в августе 1550 года... По тем же причинам, которые двигали покойным королем, мы также оказываем им милость и доверие, особенно учитывая большую прибыль, которую они приносят Байону.»

Слава богу, получили через 100 лет вторую грамоту – можно жить дальше.
А вот о том, что фиксировалось в протоколах инквизиции, прочтете, если будет охота, в продолжении.
Tags: История и человек, Цитаты и факты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments