Дело было так. Приезжаем мы в Толедо,
выбираемся из автобуса, а нас уже ждет местная экскурсоводица и говорит напряженным голосом, что ежели кому нужен туалет, то он вон там в ста метрах от автобуса в здании. «И поторопитесь», -- добавляет, -- «то время, что вы проведете в туалете – это мое оплаченное время, а я должна выполнить с вами всю намеченную программу, так что не задерживайтесь». Ну, побежали, значит!
Перед началом маршрута нас строго предупреждают не нырять ни в какие магазинчики или кафе, так как улочки извилисты, видимости из-за массы туристов никакой и потеряться очень легко. А кто потерялся – тот пропал, так как садиться в автобус мы будем не там, где сходили с него. Ладно, двигаемся кучно, вроде кометы с хвостом, в хвосте старенькие и хроменькие. Но слышно все отлично: техника, наушники. Ядро кометы свернуло вбок, а хвост движется еще прямо. «Взгляните налево»,-- взывает экскурсоводица, -- «перед вами творение великого Монтегерини». Ядро видит творение, хвост автоматически смотрит налево и видит какое-то другое творение, но, между нами, велика ли разница? В таком движении проходит часа полтора, мы уже дошли до Худерии, бывшего еврейского района, и тут я чувствую, то ли я слишком торопился на пути в туалет и обратно, то ли чуток простыл давеча, но недурно было бы заглянуть в это заведение опять. Немедленно выясняется, что никаких туалетов по ходу экскурсии нет, но в конце, разумеется, все будет, а этот конец через час с небольшим. Иду, терплю. Восприятие рассказов постепенно меняется.
Мы уже в Толедском соборе. В его ризнице потрясающая картина Эль Греко «Снятие одежд»,

Но вот, слава б-гу, показалась площадь с роскошным магазином, на втором этаже которого размещаются доступные туалеты. Уррра! Витрины этого магазина после посещения его второго этажа были нами осмотрены в спокойствии и с вниманием, достойным лучших творений испанского средневековья. Увы, после магазина группе были выданы полчаса на покупку сувениров и... прощай Толедо. Жаль, мало что из рассказанного осталось в памяти, но впечатление было получено незабываемое.